Гражданская война на Украине продолжается, и прекратится она не скоро. Судя по количеству желающих усмирить Донбасс силой, по их угрозам в адрес Порошенко только за то, что в рамках внешнеполитического маневра он объявил фиктивное перемирие, реально рассчитывать на прекращение боевых действий можно не раньше осени 2014 года и вряд ли позже января 2015-го.
Просто пока еще тепло и киевские войска страдают только от плохой нерегулярной кормежки и неадекватного руководства, они готовы воевать дальше. Телепропаганда обеспечивает восполнение потерь (которые по самым оптимистичным оценкам ополчения не превышают трех тысяч человек) новым зомбированным пушечным мясом, искренне считающим, что оно (мясо) отправляется на фронт защищать Украину от коварного Путина и громить Россию вплоть до Чукотки и Камчатки.
С наступлением холодов боевой дух падает. Это испытала на себе в 1941 году даже самая дисциплинированная и профессиональная (на тот момент) армия Третьего рейха. Чтобы остановить ее развал, Гитлер вынужден был отдать свой приказ «Ни шагу назад» на восемь месяцев раньше Сталина.
Катастрофу украинской армии таким приказом предотвратить не удастся. Хотя бы потому, что к осени подконтрольные Киеву регионы, ныне являющиеся более-менее надежным тылом карательных войск, в полной мере познают «преимущества» пустых полок в магазинах. Хлеб, соль, спички, уже пропадают из продажи в Умани, Харькове, Сумской области, сокращается ассортимент товаров (хоть пока и не критически) в магазинах Киева. К тому же времени население будет уже несколько месяцев платить за коммунальные услуги по европейским тарифам, впридачу к сократившимся в полтора-два раза зарплатам, росту безработицы, падению покупательной способности гривны и отсутствию дополнительных источников дохода. Ну и количество гробов, пришедших с фронта, увеличится. Да и потеря «доблестной» карательной армией новых территорий весьма вероятна.
От молниеносного разгрома в течение месяца-двух Киев может спасти только ограниченность военных ресурсов ополчения. В гражданской войне на Украине противостоят друг другу армии численностью в 15-30 тысяч человек и их увеличение выше 40-50 тысяч представляется невозможным из-за ограниченности внутренних ресурсов (более крупные вооруженные силы просто нечем будет кормить и станет невозможно обеспечивать оружием, боеприпасами и пополнением). То есть, как наступление Юго-Востока, так и развал карательной группировки, скорее, будут относительно медленными.
Это значит, что постоянно будет сохраняться возможность международного посредничества с целью достижения компромиссного мира. Причем, по мере ослабления карателей и усиления антифашистских сил это посредничество будет все более востребованно Киевом. То есть, велик риск, что ни одна сторона гражданского конфликта на Украине не сможет достичь полной победы.
Мы, однако, уже писали о том, что столкновение на Украине есть гражданская война лишь по форме. На деле это – как вьетнамская или афганская, иракская или сирийская войны – столкновение геополитических игроков. В данном случае – России и США. Значит, и условия мира на Украине, – а любая война рано или поздно заканчивается миром, – мы должны рассматривать не с точки зрения победы/поражения Киева или Союза народных республик, а с точки зрения соответствия долгосрочным интересам России и США.
Отметим, что война – игра с ненулевой суммой. В ней может оказаться один победитель и один проигравший, могут победить обе стороны и могут обе проиграть, вне зависимости от конкретного исхода боевых действий. Когда мы утверждали ранее, что США уже проиграли на Украине, мы исходили из аксиомы великого Сунь Цзы, учившего: «Самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости». Путин не стал на Украине «осаждать крепости», он предоставил возможность громить карательные войска силам ополченцев, союзы США постепенно разваливаются, хоть и не без помощи, но без видимого участия России. Зато замыслы Вашингтона на Украине были уничтожены практически моментально:
1. Российский флот не удалось вытеснить из Крыма.
2. Украину не удалось превратить в антироссийский таран.
3. Россию не удалось заставить платить за украинскую стабильность, возложив таким образом на нее содержание на своих границах американского вассала-банкрота.
4. Россию не удалось заставить послать войска на материковую Украину, вступив таким образом в конфронтацию с ЕС, что давало бы США возможность сохранить наиболее важный из своих союзов и разрушить как существующие, так и только намечающиеся союзы России в Европе.
С этой точки зрения США действительно уже проиграли. Однако война продолжается, и подпитывают ее именно США, толкающие Киев на все новые провокации и зверства. Почему?
Как мы уже отметили, война – игра с ненулевой суммой. Проигрыш одного – не обязательно выигрыш другого. США, проиграв сами, пытаются не дать выиграть России. Выиграть не в вопросе свержения киевской хунты. Это проблема времени, а не принципа. США пытаются не дать России выиграть послевоенный мир.
Здесь мы переходим от определения Сунь Цзы к определению Лиддел Гарта, который в своем учении о Стратегии непрямых действий утверждал: «Цель войны — добиться лучшего состояния мира, хотя бы только с вашей точки зрения». Вот этого лучшего состояния мира с российской точки зрения и не хотят допустить США. Поэтому сегодня центр конфликта постепенно переносится с линии огня на паркет залов международных конференций. Военные действия еще долго будут на первом плане. Еще несколько долгих месяцев люди будут оплакивать погибших и с напряжением следить за передвижением линии фронта, но результат войны уже предрешен, а борьба идет за результат мира. Она уже началась. Как в свое время борьба за формат мира после Второй мировой войны велась в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Когда проходили первые две конференции, еще не была разгромлена Германия, а третья состоялась до военного поражения Японии.
С какими же проблемами столкнется (уже сталкивается) Россия в ходе переговоров о послевоенном устройстве Украины?
Первая и главная проблема. Украинского государства уже нет, но признать его ликвидацию сразу крайне трудно с международно-правовой точки зрения. Впервые исчезает государство-основатель ООН. Исчезает оно в ходе гражданской войны, когда противостоящие стороны имеют лишь условную легитимность и ни одна из них не признается полностью легитимной всем международным сообществом. Сохранение этого государства желательно с точки зрения международно-правовой, но невозможно с точки зрения финансово-экономической. Ни у кого из глобальных игроков, как и у всех их вместе взятых, нет ни ресурсов, ни желания годами (если не десятилетиями) содержать Украину, прежде, чем ее удастся хоть как-то стабилизировать политически и перевести на финансово-экономическую самоокупаемость.
Совместными усилиями России, США и ЕС, с подключением международных организаций проблемы можно было бы как-то решить, но, как было указано выше, США пока не готовы к конструктивному диалогу, и внутренняя ситуация в Америке, а также ее глобальные экономические интересы, практически не оставляют надежды, что Вашингтон перейдет на украинском направлении от конфронтации к конструктиву. То есть, можно предположить, что все будут не против сохранить (хотя бы на время) формальное единство украинского государства, но при этом каждый глобальный игрок будет готов содержать, стабилизировать и поддерживать только своих клиентов (по примеру двух Корей, двух Вьетнамов, двух Германий).
Вторая проблема вытекает из первой и заключается в том, что так называемые проевропейские (на деле проамериканские) политики на Украине все, как один замарали себя сотрудничеством с украинскими нацистами. Они все поголовно принимают участие в строительстве (пусть и неудачном) тоталитарного нацистского государства. Они все замараны в крови мирного населения Донбасса. Они все несут ответственность за неконституционное использование армии против мирного населения, без введения чрезвычайного или военного положения. И, что самое страшное, они успели испачкать в крови огромное количество обычных граждан – кого-то (участников карательных рейдов) в прямом смысле, кого-то (группы медиа-поддержки и оболваненное население) опосредованно. Кроме того, в неонацистский заповедник превращена Западная Украина.
Между тем согласиться с сохранением на территории хотя бы части Украины неонацисткого русофобского режима, мечтающего о реванше, Россия не может. Да и Европе это не выгодно. Именно ее неонацисты уже обвиняют, а чем дальше, тем больше будут обвинять, в отсутствии полноценной поддержки своих «евроустремлений», а значит в «предательстве» и «сговоре с Москвой». Но США пока не проявляют готовности окончательно отказаться от поддержки неонацистов, и можно предположить, что постараются (в своих интересах) сохранить этот раздражитель для России и ЕС, этот потенциальный источник конфликта хотя бы в Западной Украине. Полным разгромом вооруженных формирований неонацистких боевиков эта проблема не решается. В случае сохранения (хотя бы в западноукраинских областях) неонацистов в политике (а то и во власти) формирование новых отрядов боевиков – дело времени. Между тем денацификация Западной Украины возможна только в случае введения внешнего управления и системной идеологической, административной и полицейской работы.
Третья проблема: решение об отказе от претензий на Крым может принять только переучрежденное украинское государство, то есть, вновь созданное на конфедеративных основах новыми субъектами в новых границах. Действующая Конституция Украины запрещает государственным органам принимать решение об изменении территориального устройства без вынесения вопроса на всенародный референдум (а собрать большинство за отказ от Крыма на референдуме будет крайне проблематично). К тому же снятие крымской проблемы невыгодно тем же США. Да и ЕС с удовольствием сохранил бы этот рычаг если не давления на Россию, то выторговывания у нее каких-нибудь дополнительных уступок.
Таким образом, на сегодня реальны два варианта мирного урегулирования.
Первый предполагает начало конструктивных переговоров при международном посредничестве, которые в идеале должны привести к созданию конфедеративного украинского государства (скорее всего, временного, для обеспечения бескровного развода в течение трех-пяти лет). Сложность его реализации проистекает из того, что Киев не готов отказаться от контроля над теми территориями, которые пока им не потеряны.
Неонацисткие боевики, составляющие костяк карательной группировки, не готовы без боя отступить и признать Союз народных республик (или Новороссию) равноправной договаривающейся стороной. США все четыре месяца, прошедшие после государственного переворота в Киеве, демонстрируют готовность воевать до последнего украинца и оставить России и ЕС территорию в состоянии гуманитарной катастрофы, с уничтоженной экономикой, разрушенной средой обитания населения больших городов и вооруженными бандами, контролирующими каждая свой регион или населенный пункт. Киевские власти слепо подчиняются США и не имеют сил для нейтрализации собственных неонацистских боевиков, которых они признали легальными вооруженными формированиями. Для конституционного переустройства страны понадобится длительный период стабилизации, восстановления и разоружения боевых отрядов, в течение которого внешние силы должны будут обеспечить военный, полицейский и административный контроль над территорией, а также огромные финансовые вложения в обеспечение социальной стабильности и постепенное восстановление экономики.
Поэтому такой вариант сегодня представляется маловероятным. Реализуемым он может стать только в том случае, если все задействованные игроки, включая США, окажутся готовы к конструктивному диалогу и взаимодействию в деле установления мира и при этом будут иметь общий согласованный взгляд на желательное новое устройство украинского государства и его перспективы в ближайшие 5-10 лет (включая необходимость полной денацификации).
Также необходима готовность всех участников к честному долевому участию в восстановлении экономики и социальной сферы Украины. Наконец необходимо будет иметь согласованную позицию по вопросу наказания военных преступников. Но здесь Киев продолжает официально обвинять ополченцев в том, что они сами обстреливают свои города, бомбят их при помощи отсутствующей у ополчения авиации и убивают своих собственных детей. То есть стороны конфликта имеют диаметрально противоположное представление о том, кто есть военный преступник. В случае суда над ключевыми фигурами действующей киевской власти неизбежным образом публично вскроется и будет юридически зафиксирована роль США в организации как государственного переворота в Киеве, так и геноцида населения Донбасса.
Второй вариант предполагает наступление армии Юго-Востока, освобождение не только Новроссии, но и всего правобережья, кроме (возможно) Зазбручья или только Галиции, создание нового правительства (основания те же, что и для свержения Януковича и «избрания» Порошенко – старая власть сбежала, страшась восставшего народа), проведение новых выборов, легитимация таким образом новых высших органов государственной власти, принятие новой Конституции и на ее основе либо переучреждение, либо ликвидация украинского государства.
Слабым местом данного варианта является Галиция, которая в таком случае не просто захочет самостоятельности, но и будет считать себя последним сохранившимся остатком независимой Украины, а все остальные территории — оккупированными. США и ЕС (или только США) вполне могут поддержать такой подход. Кроме того, он опять таки не гарантирует наказания военных преступников, которые могут сбежать в Галицию и там чувствовать себя героями.
Поэтому реализация даже такого силового варианта лежит в плоскости наступления вплоть до западной границы и полной ликвидации неонацизма на Украине. Однако для столь глубокой и сложной операции необходима добрая воля ЕС. Брюссель, после ухода Баррозу, Эштон и Ван Ромпея, конечно, станет более сговорчивым, но до такой степени сменить свою позицию в считанные месяцы он не сможет. Тем более, что уходящая евробюрократия оставила своим преемникам гирю на ногах в виде соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
Следовательно можно ожидать, что после активизации боевых действий, неизбежной по окончании несостоявшегося «перемирия», к которой готовятся обе стороны, в течение какого-то времени (месяц-два) карательная группировка потерпит катастрофическое, но не окончательное поражение, а армия Юго-Востока возьмет под свой контроль значительную (возможно, даже большую) часть, но не всю территорию Украины. В этот момент, с целью не допустить окончательного военного поражения Киева, ЕС и США должны будут выступить с мирными инициативами, добиться совместно с Россией окончательного прекращения огня, введения международных миротворческих сил и начала переговоров об окончательном урегулировании. В таком случае неофициальный раздел Украины по демаркационной линии практически предопределен.
Помешать урегулированию подобного рода могут только действия неонацистских боевиков. Благодаря оголтелой пропаганде войны киевскими СМИ, их численность серьезно выросла. Они являются идеологически мотивированными и, в отличие от украинской армии, которая, как всегда спокойно перейдет на сторону победителя, вряд ли смирятся с тем, что у них «забирают» часть (скорее всего, большую) Украины. Они способны как на государственный переворот на оставшихся подконтрольными киевскому режиму территориях и установление диктаторского военного режима, подобного поздней петлюровщине, так и на начало партизанской войны против миротворцев (включая европейцев и американцев, которых они будут считать предателями).
Таким образом, как видим, все варианты компромиссного мирного урегулирования, с которыми готова и может согласиться Россия, упираются в невозможность для неонацисткого режима в Киеве и его боевых отрядов согласиться на мир и не стать при этом объектами уголовного преследования за военные преступления. Вторым фактором риска является позиция США и (в несколько меньшей мере) ЕС, которые пытаются при помощи мирных инициатив окончательно легализовать киевский режим, формализовать его признание на всей территории страны (пусть и условное признание), сохранив свое частичное влияние на ситуацию на Украине. А саму Украину, — как крайне нестабильную территорию, требующую от России постоянного внимания и тяжелых финансово-экономических и военно-политических затрат.
В результате можно сделать вывод, что более-менее приемлемый послевоенный мир на Украине для России невозможен либо без полноценной и всеобъемлющей военной победы Юго-Востока (что реализуемо), либо без коренного изменения позиций руководящих кругов ЕС и США (что проблематично в случае ЕС и почти нереально в случае США).
Исходя из изложенного, политическая ситуация диктует следующий формат военных действий:
Первый этап – быстрый разгром основной группировки карателей в районе Изюма и максимально быстрое и глубокое продвижение в направлении Киева и в целом правобережья, оставляя в тылу потенциальные центры сопротивления вроде Днепропетровска. Целью является не только и не столько захват максимальной территории до того, как Запад успеет выступить с посреднической инициативой, но и стимуляцию украинских силовиков и бюрократии к переходу на сторону новой власти, чтобы можно было заявить, что хунта потеряла доверие народа и ее никто не поддерживает (зеркальное отражение ситуации с Януковичем). Это этап первоначальной легитимации власти Союза народных республик в качестве всеукраинской
Второй этап – после посреднических инициатив Запада – прекращение огня по схеме Порошенко (заявление есть, а прекращения нет). Проведение ограниченных операций по зачистке территории в собственном тылу и дальнейшему продвижению на Запад (предлог – народные восстания против хунты в ее тылу).
Третий этап – после выхода, как минимум, на линию Збруча, – начало реальных переговоров как с беглой хунтой напрямую, так и с западными посредниками. От хунты необходимо добиться заявления о сепарации Западной Украины (или только Галиции). С которым можно согласиться, если оно будет подтверждено на референдуме, по примеру тех, которые прошли в Донецке и Луганске. Запад же должен признать де факто власти Союза народных республик законными представителями всей остальной Украины.
Если эти три этапа будут удачно пройдены, то дальше начнется самый длинный и сложный, но уже мирный этап окончательной международно-правовой легализации новой геополитической реальности. Запад должен будет признать новую власть в Киеве де юре, равно как и ее право отказаться от соглашения об ассоциации и вступить в ТС и ЕАЭС (интеграция непосредственно в Россию, хоть и желательна, но представляется почти нереализуемой на данном этапе). В обмен Россия и новая Украина могут не только признать отделение Галиции в составе 3-7 областей, но и согласиться с любой ее будущей судьбой, начиная от интеграции в ЕС по частям (путем вхождения в состав соседних государств) и заканчивая формализацией ее в качестве нового члена ООН.
Единственное требование, которое в данном случае не может быть снято и поддержку которого со стороны ЕС (или части его членов) можно было бы обеспечить – денацификация Западной Украины под международным контролем и трибунал над военными преступниками. В таком случае, даже если США спрячут часть своих «особо ценных» клевретов (хоть надежнее было бы их убить), политические силы Западной Украины уже никогда не смогут претендовать на всеукраинское представительство, а, следовательно, опасность попыток неонацистского реванша будет сведена к минимуму.
В целом же надо отметить, что для России главной проблемой сегодня является не физическая победа на Украине, которая практически уже решена, а именно достижение мира, который был бы лучше, чем довоенный, хотя бы с точки зрения России. Именно с этим связаны сложные внешнеполитические маневры российского руководства, а также его отказ от быстрого военного урегулирования украинского кризиса силами российской армии.
______________________________
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования.
источник
Вот и истек срок ультиматума, который ранее двинул Порошенко жителям Донецкой и Луганской республик, требуя от повстанцев односторонней капитуляции, намекая при этом на будущие контрибуции со стороны Российской Федерации. Также появилась информация, что после возвращения из Брюсселя, где он участвовал в подписании Соглашения о ЗСТ с ЕС, глава рассыпающегося украинского государства пообещал продлить ультиматум на три дня, без наполнения его каким-то новым рациональным смыслом. Джефри Пайетт расскажет Петру Алексеевичу, что он будет делать, и что при этом говорить на камеру.
Что должны предпринять руководители постмайданной Украины, и, прежде всего, президент Порошенко? Какие они завертят дела, и какие сценарии запустит президентское окружение, чтобы переиграть интеллектуально и перебить физически повстанцев ДНР и ЛНР, которых киевские пропагандисты упорно называют террористами?
Прежде чем представить свои предположения на этот счет, сделаю одно уточнение. Никаких собственных сценариев Порошенко реализовать не станет по той простой причине, что статус его на сегодня низведен до уровня рядового внештатного консультанта посольства США на Украине. А потому, если мы хотим разобраться, какие возможны сюжетные повороты в гражданской войне на Украине в ближайшем будущем, то речь должна идти о том, чтобы поставить себя на место американцев и постараться угадать, какой у американцев на сегодня план-А, и какие у них заготовлены планы Б,В ,С и т.д. А президент Порошенко будет выполнять любые указания Джефри Пайетта, даже если ему будет приказано голым заявиться на майдан, чтобы попрыгать и покричать: «Хто не скаче – той москаль!».
Начать следует с того, чтобы разобраться с так называемым перемирием, которое в СМИ преподносится, как миротворческий жест доброй воли «новоизбранного» президента. На самом деле причин у американского посольства для того, чтобы взять паузу в АТО было несколько, и мнения Порошенко никто при этом не спрашивал.
Во-первых, наступление карательной группировки реально захлебнулось в собственной крови; лавина потерь живой силы и техники перешла все допустимые рамки, угрожая сделать их неприемлемыми. Фактически уничтожен весь наличный парк гвЫнтокрЫлив группировки, а личный состав ВСУ, нацгвардии и зондеркоманд олигархов предельно измотался, продемонстрировав падение и боевого духа, и боевых качеств. Войскам потребовались отдых и ротация, а технике – ремонт и пополнение парка новыми машинами.
Во-вторых, американским советникам, которые планировали ранее блицкриг на Донбассе, стало очевидно, что дальнейшее наступление нельзя продолжать, не внеся коррективы в политическую стратегию и в стратегию АТО. Касательно политической стратегии, потребовалось осознать тот факт, что российская элита под давлением обстоятельств и под угрозой санкций не сделала ожидаемых от нее шагов. С одной стороны, Россия так и не ввела войска на Донбасс, несмотря на массовые убийства карательными отрядами мирных граждан. С другой стороны, Путин, хотя и для виду прогнулся перед западом враскорячку, и даже дал команду Совфреду отозвать разрешение президенту на ввод войск в Украину, никакой реальной помощи западу и Порошенко для подавления повстанцев не оказал. А требовал Запад от России не просто перекрыть границу, а совместно с украинскими войсками и американскими наемниками из ЧВК принять участие в физической ликвидации руководства ДНР и ЛНР.
В-третьих, американским советникам, планировавшим АТО, пришлось пережить своего рода катарсис, после осознания той печальной истины, что вся военная мощь украинских силовиков, подкрепленная сотнями профи-бойцов западных ЧВК разбилась об отчаянное и безрассудное сопротивление тысяч реальных рядовых ополченцев. Ополченцев, которые подняв Знамя Победы, презрительно и кощунственно брошенное кликой майдана, бросились бить фашистов, как это делали их славные отцы и деды в 1941-45 г.г. Это умственно неполноценные главари майдана могут себе позволить верить, будто на Донбассе воюет российская армия или спецслужбы. Американцы-то прекрасно отдают себе отчет в том, что никаких российских военных на Донбассе нет и близко, а российская так называемая помощь является информационной, гуманитарной и символической, но не носит ни государственного статуса, ни системного характера.
А потому, в-четвертых, американские советники просто обязаны были, прежде чем продолжить АТО, четко и ясно заложить в сценарий будущей войны, как минимум, новые риски и три очевидных новых запасных сценария, которых там не было ранее:
1. Сценарий, в котором предвидится частичный провал АТО, предусматривающий реальные переговоры и какой-то компромисс по будущему устройству Украины, с учетом интересов России и населения Юго-Восточного региона.
2. Сценарий, в котором предусматривается возможность жесткого провала АТО на Донбассе, результатом чего может стать отступление группировки на заранее подготовленные позиции вне региона.
3. Сценарий провала всего проекта «майдан», который предусматривает, кроме полного разгрома группировки на Донбассе и вовне его, также и свержение марионеточных проамериканских властей в Киеве. Это самый неприятный для Вашингтона сюжет, который предполагает дополнительные проблемы, связанные с выходом США из операции, с зачисткой ее участников и обрубанием политических и юридических концов.
А потому, если строить предположения о том, как будут развиваться события в дальнейшем, то просто-напросто нужно по очереди проиграть в уме каждый из этих сценариев.
А. Если наступление карательной группировки успехов не принесет, и статическая позиция на фронтах зацементируется, то станут возможными какие-то реальные переговоры, с множеством гнилых и отвратительных участников от каждой из сторон, кроме повстанцев, которые останутся сиротливо чужими на этом празднике подлости и предательства. Следует отметить, что подобное развитие событий станет возможным лишь в случае, если Россия возьмется активно выкручивать руки повстанцам и реально угрожать им применением силы на стороне хунты майдана. Результатом станет какая-нибудь псевдофедерализация, обрекающая Украину на медленное умирание в нищете под властью порошенков-ахметовых-коломойских при участии медведчуков-зурабовых. Такая себе коррупционно-гангренозная асфиксия.
Второй и третий сценарии предполагают более экстремальный сюжет. Остановимся на них чуток подробнее.
Сам факт, что Порошенко продлил срок так называемого «перемирия» на три дня, без обиняков указывает на то, что положение дел карательной группировки на самом деле еще более плачевное, чем даже можно было вообразить самому большому ее недоброжелателю. Даже целой недели не хватило Киеву и Вашингтону для того, чтобы закрыть все наиболее вопиющие прорехи АТО.
Б. Но, как бы там ни было, украинская армия и нацгвардия обязательно предпримут отчаянный и решительный штурм ДНР и ЛНР, попробовав их уничтожить, или кардинально подломить, чтобы уничтожить в ближайшем будущем. Тут гадать нечего. Если в штабе АТО сидят с американской стороны не идиоты, что вероятно так и есть, то лобового штурма укрепрайонов запланировано не будет, а запрограммированные удары бронетехникой, при ее подавляющем перевесе у группировки АТО в соотношении 1100, придутся в наиболее уязвимые узлы повстанческих отрядов, по наименее укрепленным очагам обороны, перерезающие коммуникации восстания, и лишающие ополченцев возможности получать пополнение свежими силами, боеприпасами, медикаментами и продовольствием. По плану американских советников все должно будет проделываться методично и системно. Но мы, в отличие от американцев, всегда должны помнить про фактор «дефекта исполнителя» в лице конкретных украинских солдат и офицеров, и про фактор «чуда и героизма» в лице ополченцев. Такова на сегодня реальная реальность.
Параллельно, согласно вполне очевидным для нас планам США, карательные отряды олигархов – современные инкарнации батальона «Нахтигаль» - начнут проводить показательные свирепые зачистки захваченных населенных пунктов. Особенно тех городов и сел, которые не участвовали ранее и не участвуют сегодня в восстании и сопротивлении киевскому вторжению. Эти зачистки будут сопровождаться массовыми казнями гражданского населения, которое в киевских СМИ и далее продолжат называть сепаратистами, террористами или их пособниками. Цель – запугать жителей Донбасса, даже самых отдаленных его уголков, и заставить их массово сорваться с мест, чтобы целыми городами рвануть в Россию, создавая гуманитарный паралич и на Донбассе, и в приграничных областях РФ. В идеале для Порошенко и его американских кураторов, если повстанцы не найдут скорого противоядия подобной стратегии или массово дрогнут, то группировка АТО пойдет на штурм Донецка, попытавшись его захватить. Падение Донецка – наиболее желанный для США исход этой стадии АТО, и наименее желанный для повстанцев. Падение Донецка обрекает восстание на безысходную оборону в борьбе за физическое выживание, хотя тянуться она и далее может годами. Но созидательная перспектива восстания народа Донбасса будет безвозвратно утеряна.
Если же повстанцам удастся отбить наиболее мощные удары группировки АТО, не сдав Славянска, Донецка и Луганска, а также нанести крупные локальные поражения силовикам Киева, сделав невозможной для тех наступательную войну, то позиция в какой-то момент может стать потенциально опасной для карательной группировки. Опасность для Киева будет в том, что силовики могут дрогнуть, и армия панически побежит или станет массово сдаваться в плен, а восстание стихийно превратится в наступательную войну союза государств ДНР и ЛНР (пускай и непризнанных) против государства Украина.
Этого перехода американцы всеми силами постараются не допустить. Как это у них получится – другой вопрос. Но, если предположить наиболее очевидное, что военные советники из Вашингтона будут уверенно держать руку на пульсе событий, то этот критический момент они, вероятно, не проспят. Тот самый момент, когда карательная группировка еще способна будет кое-как наступать локально, но стратегическая инициатива ею уже будет упущена. В этот момент американцы по идее должны запустить план-Б. Суть его состоит в том, что группировке АТО придется организованно отступить с территории Донбасса, и занять рубежи обороны в Херсонской, Николаевской, Запорожской и Харьковской областях. Занять и не допустить того, чтобы восстание с Донбасса перекинулось на остальную территорию Украины. Такие рубежи обороны последние несколько недель активно сооружаются в указанных областях. Кроме того, в этом сценарии предусмотрены второй и даже третий оборонительные эшелоны: в Днепропетровской и Одесской областях, а также вокруг Киева.
Если американцы дадут-таки отмашку на отступление, то автоматически запустится и наиболее важный побочный сюжет этого сценария. Этот сюжет предусматривает полное уничтожение промышленности, инфраструктуры и жилого фонда Донецкой и Луганской республик. Выражаться это будет в том, что авиация и артиллерия отходящей армии будет уничтожать все на своем пути: жилмассивы, заводы, водоочистные, водозаборные и канализационные сооружения, мосты, электростанции и трансформаторные подстанции, газораспределительные станции и газопроводы, школы, больницы, театры и музеи. Цель та же: сделать территорию непригодной для жизни миллионов граждан и подтолкнуть их бежать в Россию; а саму Россию обременить непомерными расходами на содержание беженцев и на восстановление разрушенного Донбасса.
В. Если же американцы где-то допустят просчет, и группировка АТО рухнет более динамично, а отступление станет менее организованным, угрожая неконтролируемым сносом киевского режима, то будет запущен третий сценарий. Этот сценарий предусматривает выход из проекта «майдан», с зачисткой фигурантов. Подобный сюжет предусматривает прорыв повстанческой армии на оперативный простор, и захват ими, в конце концов, Киева и Западной Украины, с выходом к западной границе. Такое развитие событий возможно лишь в том случае, если Россия окажет действенную поддержку восстанию – именно такую, какой ее представляют сегодня в СМИ украинские власти. Помощь эта должна осуществляться в виде:
1. Формирования генерального штаба повстанческой армии из российских спецов с опытом подобного планирования войны в Афгане и Чечне.
2. В передаче глобальных и локальных разведданных руководству повстанцев.
3. В поставках стрелкового оружия, гранатометов и огнеметов (десятки тысяч единиц).
4. Поставках бронетехники (сотни единиц).
5. Поставках противотанковых систем «Фагот», «Метис» и «Корнет» (сотни единиц).
6. Поставках ПЗРК «Стрела» и «Игла» (сотни единиц).
7. Поставках зенитных самоходных установок «Шилка» и передвижных зенитных пушечно-ракетных комплексов «Тунгуска» (десятки единиц).
8. Поставках самоходных артиллерийских установок, включая РСЗО (десятки единиц).
9. Организации работы полевых госпиталей.
10. Поставках гуманитарной помощи населению.
11. Развертывания госпиталей и городков МЧС Российской Федерации на освобожденных территориях.
Пока, что очевидно, Россия к такому глубокому участию в гражданской войне не готова. Но время меняет и людей, и обстоятельства.
Кроме того, подобное развитие событий, когда повстанческая армия пойдет на Киев, может быть спровоцировано каким-нибудь «черным лебедем». К примеру, неожиданным и никем непрогнозируемым разгромом повстанцами крупной карательной группировки и быстрым захватом с ходу Харькова или Запорожья, что вызовет панику в киевских верхах и массовое бегство представителей элиты, как с поля боя и территории мятежного Донбасса, так и вообще из страны.
Если американцы почувствуют, что дело оборачивается именно так, то они попытаются максимально долго поддерживать организованное отступление ВСУ на запад. Во время этого отступления артиллерия и авиация группировки должна будет планомерно уничтожать промышленность и инфраструктуру страны, так, как это описано выше для Донбасса.
Параллельно в Киеве, как и по всей Украине, будет проведена массовая ликвидация особо опасных свидетелей и соучастников незаконной антигосударственной деятельности по организации майдана, а также организаторов и участников кровавых убийств, как-то в Одессе и Мариуполе.
Наиболее ценные свои креатуры, вроде Наливайченко, Яценюка или Порошенко, американцы постараются эвакуировать на запад. Такие деятели, как Коломойский, убегут сами еще раньше, если им позволят это сделать посольства Израиля и США. Ведь могут и не позволить, учитывая фактор будущих отношений с Россией, если та пойдет ва-банк.
В любом из вышеперечисленных сценариев осень-2014 на Украине будет временем тяжелого массового бедствия, системного коллапса экономики, энергетического кризиса и массового мора среди населения.
В страну вернется бартер. Если Россия не вмешается и не предотвратит запланированное разрушение инфраструктуры, то Украина очень быстро станет распадаться на локальные территории инферно и массового одичания.
Сценарии №№ 2-3, по моему мнению, являются более вероятным, чем вариант федерализации. Вероятность победы группировки АТО я даже и не рассматриваю, так как сегодня она выглядит вообще фантастической. Если только Россия под давлением Запада вдруг не решит принять прямого силового участия в подавлении отрядов Стрелкова и Мозгового. Этот сюжет может показаться совершенно надуманным, если не осознавать нашего малого знания касательно устройства мировой элиты, где у элиты российской сегодня весьма скромное место.
Факт остается фактом: наше ближайшее будущее выглядит очень мрачно, даже если большинство читателей верить в такое пока еще отказываются. Хотя пора бы уже всем привыкнуть к тому, что на самостийной Украине из всех возможных альтернатив всегда реализуется самая худшая.
Практика – критерий истины, однако.
_____________________________________________
Роман ВАсилишин
|