Четверг, 26.12.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS





Главная » Статьи » КИНО И ЛЮДИ » Любимые актёры и фильмы *

Любимые актёры: Вячеслав Тихонов
 


 

Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде в Московской области.

Его отец Василий Тихонов работал механиком на ткацкой фабрике, а мама Валентина Тихонова работала воспитателем в детском саду. Вячеслав Тихонов провел свое детство среди рабочей молодежи и ничем не отличался от других мальчишек тех лет, проводивших большую часть своего времени на улице.


В.В.Тихонов с мамой Валентиной Вячеславовной

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, и Василий Тихонов направил сына на учебу в ремесленное училище с напутствием: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!». Обучение в училище не представляло для Тихонова никакого труда, потому что как и его отец, Вячеслав с детства любил делать все сам по дому и что-нибудь мастерить. Последовавшая после окончания училища работа токарем по металлу на военном заводе была Тихонову не в тягость, и в числе многих других подростков во время войны он работал вместо ушедших на фронт рабочих. Вечерами после работы Тихонов бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан», где показывали героические картины, и его любимыми героями того времени были Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Александр Невский в исполнении Николая Черкасова и всеобщие тогдашние кумиры Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорил позже Тихонов.



Именно тогда он тайно начал мечтать о работе кино, и впоследствии говорил: «Тогда не было телевидения и интернета, мы болели кино и любили его безмерно». Но старший Тихонов видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы Вячеслав пошел учиться в сельскохозяйственную академию. В результате по настоянию родителей Вячеслав в 1944 году поступил на нулевой курс Автомеханического института, но ближе к 1945 году у него возникла идея попробовать поступить во ВГИК. Там его сначала не приняли, но в дело вмешался случай - после завершения вступительных экзаменов профессор ВГИК Борис Бибиков зачислил Тихонова к себе на курс. Родители были возмущены поступком сына, но за Вячеслава заступилась бабушка, которая не позволила любимому внуку распрощаться с заветной мечтой. Так Вячеслав Тихонов стал студентом ВГИКа, попав в мастерскую выдающихся педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.



В 1948 году во время учебы в институте состоялся актерский дебют Тихонова в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», в котором Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина. Съемки фильма были исключительным явлением для советского кино 1940-х годов: у картины был тщательный подготовительный период, происходило «врастание» актеров в образы своих персонажей, была проведена многоплановая разработка характеров и досконально воссоздана среда произведения. В 1948 году фильм стал лидером кинопроката в СССР, и дал старт творческой карьере не только Вячеслава Тихонова, но и целой плеяде молодых талантливых актеров: Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Виктору Хохрякову, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой и Музе Крепкогорской. В эпизодической роли в фильме мелькнула даже начинающий ассистент режиссера Татьяна Лиознова.

Больше половины этих молодых актеров снимались впервые в жизни, и фильм «Молодая гвардия» можно было смело назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения отечественных актеров. Шумный зрительский успех картины подкрепила Сталинская премия 1949 года. Но когда Тихонова позже спрашивали, часто ли он вспоминал свои первые шаги в кино, всенародные любовь и славу, он отвечал: «Очень много сил и энергии отнимают все эти воспоминания. А просто болтать о том, что было, я не умею. Раз я о чем-то вспоминаю, значит, снова все переживаю. А годы такие, что переживания уже вредны…».



На съемках «Молодой гвардии» судьба свела Тихонова с Нонной Мордюковой. Вячеславу было тогда 19 лет, а Нонне - 22. Вячеслав долго не обращал внимания на Нонну, и ей стоило больших усилий вскружить голову Тихонову. 29 февраля 1950 года у них родился сын, которого назвали Владимиром. «Я сразу поняла, что он мне активно, трагически не нужен, - вспоминала Мордюкова. - Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе.


 

Вернее не жить, а мучиться - ни ему домой не хотелось, ни мне...». Но и «домом» их жилище было назвать сложно: через их маленькую комнату в коммуналке постоянно ходили туда-сюда другие обитатели квартиры. Так Тихонов и Мордюкова прожили больше 10 лет. «Развивалась наша семейная жизнь коряво, - вспоминала Мордюкова. - Всегда в долгах как в шелках, еле перебивались от зарплаты до зарплаты... Наш брак был готов рассыпаться уже через год... Но расходиться в то время было как-то не принято, да и стыдно. Воспитание!». Нонна часто говорила своей маме: «Не могу больше, хочу развестись!». Мама ей отвечала: «Не бросай, доча, а то останешься на всю жизнь одна! Все-таки Слава - хороший парень...».
Мама Нонны Мордюковой очень любила Вячеслава Тихонова за тихий, добрый характер и отношение к сыну. Но через два дня после смерти матери Нонны Тихонов и Мордюкова развелись с обидой друг на друга. По одной из версий на съемках Мордюкова увлеклась своим партнером по картине Василием Шукшиным. В интервью Мордюкова рассказывала: «Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. Слава богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции.


 

Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж, сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…». Другая версия была рассказана директором фильма «Чрезвычайное происшествие» Григорием Чужим: «Летим в Москву - Славе Тихонову нужен был загранпаспорт, одежда и т.д. Переночевать собирались у них с Нонной Мордюковой, а на рассвете лететь в Чехословакию. Поскольку ключи от московской квартиры Слава забыл в Гаграх, мы позвонили в дверь, но нам не открывали. Сели мы со Славой на ступеньки – ждем. Тут соседка: «А вы звонче звоните! Нонночка дома. У нее гости». Звоним настойчивее - глухо! Тогда Слава говорит: «А теперь я уж точно не уйду отсюда всю ночь». Не оставлять же его одного! Опускаемся опять на ступеньки, курим... Через час открывается дверь, на пороге – улыбающийся кавказец. Нонна провожает его в накинутой на голые плечи шали, обнимает, целует и что-то шепчет на ухо. Но тут, увидев нас со Славой, бледнеет. Слава молча проходит в квартиру, собирает вещи и так же молча выходит. Так и закончился брак Тихонова с Мордюковой».







После 13 лет совместной жизни Нонна и Вячеслав подали на развод. Как настоящий мужчина, после развода Вячеслав Тихонов о своей первой жене распространяться не любил. А Нонна Мордюкова после развода с Тихоновым официально ни с одним мужчиной в брак так и не вступила. Судьба их сына Владимира оказалась трагической. У него не сложилась ни личная жизнь, ни актерская карьера, он прожил около сорока лет, перенес два инсульта, и умер от острой сердечной недостаточности, вызванной многолетним злоупотреблением алкоголя и наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни родителей. Владимир с детства хотел быть актером, успешно окончил театральное училище, в кино выглядел сильным и красивым молодым человеком и играл только положительных героев. Но в жизни все было иначе. Еще в 18 лет Володя пристрастился к наркотикам, когда его мать четыре месяца снималась в фильме «Комиссар». «Вернулась - он в больнице, - вспоминала Нонна Мордюкова. - Примчалась туда. Он был веселый и виноватый. Признался в том, что Сашка Берлога принес пиво и «колеса»... Пылко заверил меня, что это больше не повторится. Я поверила. Хотела поверить - и поверила...». Но все повторилось. И даже две женитьбы и рождение детей не смогли вытащить Владимира Тихонова из наркотического и алкогольного омута. Впоследствии Вячеслав Тихонов до своей смерти скорбел о погибшем сыне и винил себя в его трагической гибели.



В 1950 году Вячеслав Тихонов с отличием окончил ВГИК, но не смотря на безусловный успех «Молодой гвардии», в отличие от большинства актеров-«молодогвардейцев», Тихонов почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом его внешние данные, не стремясь выявить актерский потенциал. Ситуация выглядела парадоксально еще и потому, что актер не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. Но было бы ошибкой считать эти годы потерянными для формирования актерской индивидуальности Тихонова. Он успел заявить о своем актерском таланте, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Гариным в Театре-студии киноактера, где Тихонов работал с 1950 года.

А в 1957 году в судьбе Тихонова наступил долгожданный перелом после выхода на экраны фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание и востребованность в качестве актера, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной повседневности. Зрители получили возможность увидеть, что тихоновский герой совсем не таков, каким казался поначалу: он интереснее, умнее и сложнее, чем клишированный во многих фильмах «простой советский человек». Тогда же начались многолетнее творческое содружество и дружба Тихонова с Ростоцким.





В фильме «Чрезвычайное происшествие», снятом в 1958 году режиссером Виктором Ивченко, Тихонов сыграл одесского матроса Виктора Райского, ставшего настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов. Тихонов вновь «обманул» зрителей и сумел провести врагов, поверивших в обманчивую простоту героя. И если для врагов это качество персонажа обернулось провалом их планов, то для зрителей надежный, сознающий собственную силу моряк стал «своим человеком», которому можно было безоговорочно доверять.

Фильм «Чрезвычайное происшествие» стал лидером проката 1959 года, и к Тихонову стали обращаться другие режиссеры. Вскоре Вячеслав за короткий срок сыграл шесть значительных и разноплановых ролей в фильмах «Майские звезды», «На семи ветрах», «Жажда», «Мичман Панин», «Две жизни» и «Оптимистическая трагедия».

Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Тихонов сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», и эта роль потребовала от актера полной самоотдачи. Тихонов, так же как и все остальные участники съемок, работал с неимоверным напряжением сил. Съемки происходили практически в полевых условиях, батальные сцены снимались с невиданным для советского кино размахом, и многие друзья Вячеслава Тихонова позже рассказывали, что роль князя Болконского вспоминалась им постоянно. Артист болел этой ролью, и всю жизнь бесконечно перечитывал роман «Война и мир». Но после съемок в фильме «Война и мир» Вячеслав Тихонов был настолько разочарован, что едва не бросил кино. После четырёх лет тяжёлой работы и отказов от других предложений сниматься результат оказался противоречивым - кинокритики его работой были недовольны, а Бондарчук остался при мнении, что роли Болконского Тихонов не соответствовал.



Из творческого кризиса Тихонова вывел Станислав Ростоцкий, буквально заставивший актёра сыграть в 1969 году в своем фильме «Доживём до понедельника», где Вячеслав Тихонов исполнил роль учителя Мельникова, за которую Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.


В молодости Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, долгие годы являлся поклонником «Спартака», и увлекался зимней рыбалкой. В 1968 году, в сорокалетнем возрасте Вячеслав Тихонов женился во второй раз. Его избранницей стала 25-летняя учительница Тамара, с которой он познакомился во время работы над французским фильмом «Мужчина и женщина», где актер озвучивал роль главного героя, а Тамара Ивановна, работавшая в то время преподавателем французского языка в Институте международных отношений, помогала ему с переводом. Девушка была замужем, но ради Вячеслава рассталась с супругом, и в 1969 году у них родилась дочь Аня.



В отличие от яркой и порой излишне эмоциональной Нонны Мордюковой, Тамара была под стать Тихонову – такая же сдержанная и молчаливая. Однако именно такой неприметной женщине удавалось много лет держать мужа под жестким контролем. Мало кто знает, что герой на экране, красавец-мужчина, самодостаточный и самостоятельный Тихонов в обычной жизни был очень мягким и беспомощным человеком. С женой Тихонов согласовывал все свои роли и отчитывался о каждой сцене с любовным намеком, так как Тамара Тихонова была буквально одержима ревностью. Возможно, из-за непростых отношений с женой с возрастом Вячеслав Васильевич стал меньше сниматься, а потом перестал участвовать в съемках совсем. В старости ревность его жены стала патологической. Тамара Ивановна буквально «дежурила» на телефоне, и со временем, не выдержав постоянных истерик жены, Вячеслав Васильевич собрал свои вещи и переехал жить в загородный дом, построенный им в Николиной Горе. Но Тамара Ивановна так измучила Тихонова своими притязаниями, что, в конце концов, супруги поделили дом пополам и так жили до самой смерти Тихонова: в одной половине находился Вячеслав Васильевич, а в другой – Тамара. Вячеслав Тихонов перестал носить обручальное кольцо, а Тамара Ивановна говорила, что Тихонов испортил ей жизнь. Чтобы успокоить нервы, она начала пить и несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством.

Дочь Тихонова Анна жила в то время в московской квартире родителей, но чтобы контролировать мать, стала часто приезжать в Подмосковье. Тихонов был счастлив – так он мог видеть своих крошечных внучат двойняшек Славика и Гошу. Но тут Вячеслав Тихонов оказался уже под контролем дочери. Друзья артиста рассказывали, что Вячеславу Васильевичу даже с сыном Володей от первого брака приходилось встречаться украдкой в гараже. А когда Владимир умер от передозировки наркотиков, Тихонов попытался помогать второй жене сына и своему внуку. Но жена и дочь актера быстро пресекли его благородный порыв и запретили общаться с «бывшими» родственниками.

А пока в конце 1960-х годов новые, несколько неожиданные краски, такие, как самоирония добавились к актерской палитре Тихонова в ролях в фильмах Сергея Соловьева «Семейное счастье» и «Егор Булычев и другие». Вячеслав Тихонов в это время вступил в пору расцвета своего таланта. И вполне закономерно, что в телесериале «Семнадцать мгновений весны», снятом в 1973 году режиссером Татьяной Лиозновой, он сыграл одну из своих лучших ролей Исаева – Штирлица.



Эта работа принесла Тихонову невиданную популярность, и это был настоящий триумф. Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер, его Штирлиц приковывал к себе зрительское внимание каждую минуту своего существования на экране. В этой работе Тихонов применил весь арсенал своих выразительных средств: умение «держать» крупные планы, показывая насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм и игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, глубокое понимание специфики актерской работы в кино. Талант актера получил в этой роли законченное воплощение, ибо герой Тихонова проявлял свою «двойственность», потаенные качества характера постоянно. В результате Штирлиц стал поистине народным героем.





К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своем творчестве еще несколько раз: в трилогии «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», а так же в фильме «Они сражались за Родину». В 1977 году Тихонов сыграл главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», за которую актер в 1980 году был удостоен Ленинской премии.

 

А далее в его творческой биографии последовали не менее звездные роли в фильмах: «ТАСС уполномочен заявить...», «Европейская история», «Убить дракона», «Бесы» и «Утомленные солнцем».





Вдова Сергея Бондарчука актриса Ирина Скобцева рассказывала: «За четыре года съемок у Бондарчука Тихонов прошел такую актерскую школу, которая помогла ему сыграть и в «Доживем до понедельника», и в «Семнадцати мгновениях...». Слава был из породы самоедов, все время в себе сомневался, ему нужна была поддержка режиссера. Он говорил Бондарчуку: «Какой из меня князь, посмотри на мои рабочие руки». А Бондарчук подсказывал: «Будешь играть в перчатках». Актеры не то что не знали, как мундир носить, никто не умел носить лосины. Поэтому их надевали влажными, чтобы не сборились... Через несколько лет Бондарчук вновь встретился с Тихоновым на картине «Они сражались за Родину». И снова Слава проявил дотошность в работе. Он с кондачка играть не мог. 

Его дочка Анечка Тихонова рассказывала мне, что вначале не могла понять, почему папа стал заикаться. Оказалось, он дома заикался, чтобы вжиться в образ своего героя Николая Стрельцова. Слава был глубоким, хорошим человеком, но, по-моему, очень одиноким. Самой большой любовью в его жизни и отдушиной была дочка Аня...».

С 2000 года Вячеслав Тихонов вел замкнутый образ жизни, потому что дружить ему было уже не с кем. Его лучший друг и любимый режиссер Станислав Ростоцкий, близкие товарищи-коллеги Юрий Никулин и Николай Крючков умерли. А новых друзей в пожилом возрасте найти трудно. Когда были живы друзья, Тихонов часто и с удовольствием выбирался с ними на рыбалку, куда его сопровождала собачка Степка, которую подбросили Тихонову еще щенком.



В одиночестве актер перестал вовсе выходить из своего дома в Николиной Горе, коротал дни перед телевизором и часто пересматривал свои работы в кино. Тихонов никак не мог смириться с тем, что жизнь подходит к концу. А для родных и близких актера наступил момент, когда стало понятно – на актере Тихонове можно хорошо заработать. Его дочь Анна с мужем организовали небольшую киностудию, где стали снимать фильмы с участием Вячеслава Васильевича. Анна вела дела отца, отказывая всем кинокомпаниям и телеканалам в интервью. К 80-летнему юбилею отца она разрешила съемки только сотрудникам Первого канала за гонорар в 15 тысяч долларов. Сам Тихонов эти деньги не получил. На тот же юбилей спонсоры праздничного вечера в Доме кино подарили актеру автомобиль, но Тихонов на нем ни разу не ездил. Анна построила бизнес на имени отца, но с желаниями самого Вячеслава Васильевича мало кто считался.

В 2002 году актёр перенёс инфаркт миокарда, а в мае 2007 года Вячеслав Тихонов был госпитализирован после неудачного падения и в связи с жалобами на боли в сердце. В марте 2008 года ему сделали несложную операцию в Центральной клинической больнице, а 28 ноября 2009 года актёр снова был госпитализирован в ЦКБ. 3 декабря его прооперировали, сделав операцию на сосудах. Хирургическое вмешательство прошло нормально, врачи надеялись, что состояние их пациента стабилизируется, но 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни Вячеслав Тихонов скончался. Последние часы перед смертью артист находился в реанимации, и его состояние было тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции легких. По мнению лечащего врача артиста, кардиолога А. Леонова: «Свою роль сыграли и одиночество актёра, и отсутствие должного ухода».

Воля умершего так и не была исполнена: Тихонов был против отпевания в храме, но по решению дочери Тихонова отпевали в храме Христа Спасителя. Было нарушено и еще одно желание усопшего. Вячеслав Васильевич собственноручно написал в завещании, что хочет быть похоронен в одной могиле с сыном Володей на Кунцевском кладбище, но тело Тихонова было предано земле на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Олега Янковского.



++++++++++++++++++++
 

Народный артист СССР (1974)
Герой Социалистического Труда (1982)
Лауреат Государственной премии СССР (1970, за исполнение роли Ильи Семёновича Мельникова в фильме С.И.Ростоцкого «Доживём до понедельника»)
Лауреат Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976, за исполнение роли Штирлица в фильме Т.М.Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»)
Кавалер ордена Октябрьской Революции (1978)
Лауреат премии КГБ СССР (1978, за участие в телесериале «Семнадцать мгновений весны»)
Лауреат премии Ленинского комсомола (1979, за исполнение роли майора Млынского в фильмах «Фронт без флангов» и «Фронт за линией фронта»)
Лауреат Ленинской премии (1980, за исполнение роли Ивана Ивановича Иванова фильм «Белый Бим Чёрное ухо»)
Лауреат Государственной премии УССР имени Т.Г.Шевченко (1980, за чтение дикторского текста в телефильме «Возрождение»)
Кавалер ордена Ленина (1982)
Кавалер ордена «Знак Почёта»
Лауреат премии на Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь» (1993, за выдающийся вклад в славянский кинематограф)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995, за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области искусства и культуры)
Лауреат премии Президента Российской Федерации (1998)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003, за большой вклад в развитие отечественного киноискусства)
Кавалер ордена Почёта (2008, за большой вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность)
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2008, за роль «Человек с нимбом» в фильме Э.Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»)
Лауреат премии ФСБ России за лучшую роль сотрудника органов безопасности в отечественном кинематографе (посмертно) (2009)


В 1978 году Станислав Ростоцкий снял о Вячеславе Тихонове документальный фильм «Профессия - киноактёр». В его создании приняли участие Борис Андреев, Эраст Гарин, Сергей Бондарчук, Всеволод Санаев, Евгений Матвеев и Алексей Баталов. Фильм был снят к 50-летию актера.



Текст подготовила Татьяна Халина.
___________________________________________

Интервью с Анной Тихоновой: «Отец считал, что говорить о женщинах и болезнях неприлично»

Анна Тихонова почти неотлучно находилась с отцом в последнее время его жизни. Вячеслав Васильевич и Анина семья - ее муж Николай, пятилетние внуки жили на даче актера на Николиной Горе.

- Трудно найти слова, чтобы говорить об отце в прошедшем времени. По-моему, очень точно сказал Валентин Гафт. И я, наверное, сейчас не смогу подобрать лучше слова. Отец снимался с Гафтом в Швеции в фильме «Человек с другой стороны». И Валентин Иосифович позже рассказывал, что Тихонов тогда поразил его аристократической воспитанностью. Гафт называл отца абсолютно чеховским персонажем, кристально чистым человеком. Он был мудрым, сдержанным, элегантным человеком. Не был кондовым в советские времена и не стал распущенно-отвратительным в наши, «свободные». Отец был красив сам по себе. Прост, скромен, но не застенчив. Ему не надо ничего «добавлять». Он был именно таким, и процесс внутреннего самосовершенствования в нем не прекращался до конца. Кстати, снимавшаяся на той картине с Тихоновым знаменитая шведская актриса Биби Андерсон признавалась, что, когда играла с отцом, у нее слегка кружилась голова. В киногруппе над этим подсмеивались: «Биби, у тебя нет шансов. Тихонов предан жене». Продюсер фильма с шведской стороны как-то сказал: «Если бы Тихонов работал в Голливуде, я бы его не смог снимать - он стоил бы десятки миллионов долларов». Удивительная особенность отца заключалась в том, что он был абсолютно достоверен, естествен и правдив.



- Сейчас, когда Вячеслава Васильевича нет с нами, невольно начинаешь его идеализировать. Но он был живым человеком, неужели никогда не сердился, ни на что не жаловался?

- Он был сдержанным и достаточно закрытым человеком. Говорил, что в жизни его все устраивает. Папин друг, кинорежиссер Станислав Ростоцкий, однажды мне объяснил характер отца. Он вживается настолько в свои персонажи, что, помимо воли, перенимает их черты. Так сложилась его кинематографическая судьба, что герои Тихонова - сплошь «благородные рыцари без страха и упрека». Вы можете представить Штирлица или князя Болконского, которые бы жаловались на жизнь или рассказывали скабрезности о любимых женщинах? Он играл в кино идеальных героев и сам, может быть, помимо воли, неспециально, старался быть на них похожим. Недаром до последних дней женщины писали ему восторженные письма, объяснялись в любви, рассказывали о своих житейских драмах. Наверное, они в нем видели то, чего не находили в жизни. Причем писали и папины ровесницы, и школьницы. Недавно пришло письмо от 16-летней девочки, которая влюбилась в папу после того, как посмотрела «Войну и мир». Я ее письмо отцу читала вслух. Он был растроган детской искренностью. Красавица Ирина Алферова признавалась, что была влюблена в Тихонова. А чьи-то рассказы или воспоминания о том, что отец был в жизни сухим, неэмоциональным человеком, - выдумки. Эти люди отца плохо знали. Папа был остроумным, искрометным, ироничным человеком, он замечал красивых женщин и реагировал на них, как любой нормальный мужчина. Но считал, что говорить о болезнях и женщинах неприлично.


- Как по-вашему, откуда в нем было столько благородства? Он же из простой семьи, родился в рабочей слободке в Павловском Посаде, учился в ремесленном училище...

- Папа вырос в провинции, но в интеллигентной семье. Его мама была педагогом, отец - директором ремесленного училища. Дядя был артистом.

- Ваш отец был увлеченным рыбаком. Часто брал вас с собой на рыбалку?

- Помню, мы ездили с ним ловить селедку. Это было на море, мы рыбачили с катера и ловили на спиннинг. И сразу же засаливали рыбу в бочках. Правда, папа так и не сумел меня пристрастить к рыбалке.



- Коллеги Вячеслава Васильевича говорили, что он переживал, что вы не так много снимаетесь в кино, как ему хотелось бы. И он не может вам в этом помочь.

- Это не совсем так, даже если отец и высказывался в таком духе. На самом деле он считал, что женщина вообще не должна работать, когда у нее есть семья. Муж и дети важнее съемок в кино. Я немного сейчас снимаюсь, потому что занялась продюсированием. В этом году должен выйти фильм «Глазами волка», в котором отец сыграл свою последнюю роль. Снял фильм режиссер Николай Вороновский, мой муж, а я - продюсер этой картины.

Анастасия ПЛЕШАКОВА
 

Интервью с Вячеславом Тихоновым: «Не знаю, сколько мне еще отмерено...»



«Надо уметь любить!»

- Недавно по каналу «Россия» показали документальный фильм обо мне. Пожалуй, можно сказать, это последняя моя работа для телевидения, - философски рассуждает Тихонов. - Название, правда, странное - «Последний герой. Вячеслав Тихонов». Почему последний? У нас героев много. Но осталась радость - я сделал его для людей. Я там много всего наговорил, хотя вообще не оратор. Очень много сил и энергии отнимают все эти воспоминания. А просто болтать о том, что было, я не умею. Раз я о чем-то вспоминаю, значит, снова все переживаю. А годы такие, что переживания уже вредны... Не знаю, сколько еще мне отмерено. Может, недолго осталось... Недавно выписался из больницы - две недели провалялся в ЦКБ! А вы вот не знали!

- Вячеслав Васильевич, и мы, и все наши читатели желают вам здоровья! Я была в Павловском Посаде, на вашей малой родине, там жители просто боготворят вас!

- А почему нет? В маленьком городе рабочем есть артист, которого знают по всей стране, почему не гордиться этим? Почему бы им не любить меня? Я ничего плохого не сделал, всю жизнь честно работал, мне нечего стыдиться. Не зря прожил свою жизнь. Остались мои роли, мои работы. Надеюсь, зрители благодарны мне. Я всегда был рад, когда меня узнавали незнакомые люди на улице, подходили и благодарили... Вот это самое главное счастье для актера.

- Наверное, особенно донимали вас после роли Штирлица? Некоторые даже верят, что действительно существовал такой человек!

- Ну, пока я существую... А вообще-то образ разведчика собирательный. Я счастлив, что зрители поверили в моем исполнении в этого разведчика по имени Максим Максимович Исаев. Когда началась война, мне исполнилось 13 лет, поэтому она прошла через нас, мальчишек того времени, через наши души, через наши глаза, слезы...

- Я тут недавно «Семнадцать мгновений...» в очередной раз смотрела, вами восхищалась...

- Ой, ну хватит, ладно! Не верю! А где это вы фильм-то смотрели?

- Его и по телевизору показывали, и на DVD можно купить.

- Это можно и на компьютере смотреть?! Я ведь человек, отсталый от техники, не понимаю в компьютере и смотрю просто по «ящику», когда показывают старые хорошие фильмы. В них есть душа, они многому учат. А новые сериалы, боевики не люблю. Нет в них той доброты, мудрости.
Первый фильм, который мне принес известность, - «Дело было в Пеньково». Он у меня по счету седьмой, но именно эта картина открыла меня зрителю.

- Как вы там сыграли любовь!

- Надо этим жить! Надо любить! Хотя бы в тот период, когда снимаешься. И в жизни нужно суметь заметить это чувство. А мы иногда проходим, смотря себе под ноги, не замечая настоящее...

- А сейчас вы не хотите больше сниматься?

- Нет. Не в чем. И нет тех людей, которые в меня верили, приглашали на роли. Нет Ростоцкого, Игоря Гостева, Сергея Федоровича Бондарчука. Только Татьяна Лиознова осталась. Но она уже не может снимать, не совсем здорова.

«Мой кот умирает»

- Я живу на своей даче за городом. Начинаешь вспоминать молодость, прошлое, все, как было, где твои друзья. А их нет... К сожалению, время очень быстро прожито. Обрываются корни, которые держат нас. А когда все отомрут - падает человек. И вот чувствуешь, как ты начинаешь качаться уже. Нету моих друзей, с которыми я работал, дружил и делал фильмы. Дай Бог, чтобы они пожили, эти фильмы, и люди получали радость от искусства, от жизни, а не только от долларов. Сейчас, смотрю, многое на деньгах строится. Мы живем в другой исторической формации, хотя всю жизнь прожили в СССР. По-другому жили. А сейчас очень трудно нашему поколению перешагнуть так быстро в капитализм. Поэтому вот живу тихо на даче с котом Масиком, который умирает, я его поддерживаю, сколько могу. Вот он ко мне идет хороший, старичок мой. Я за ним ухаживаю, стараюсь помочь. Собака моя белая Степка умерла. Видимо, по возрасту, а может, кто-то помог в этом плане. А Масик со мной остался. И вот мы с ним коротаем вдвоем здесь на даче время. Родные в Москве, а я отвык от города.

- Мы были у вас, у вас хорошая дача!

- А я разве ее ругаю? Я когда-то и строил эту дачу сам, но не достроил. Не хватило возможностей, и время ушло.

- Мы видели, как вы живете, скромно, без излишеств!

- Да, скромно. Хотя всю жизнь работал, а не заработал.

- То есть ни элитной недвижимости, ни золота с бриллиантами не накопили...

- Да какие бриллианты, боже мой?! Внуки мои - два бриллианта. И дочь - бриллиант! Украшениями я никогда не интересовался. Даже кольцо обручальное золотое потерял. И с тех пор не ношу и не очень беспокоюсь. Потерял на старой даче, которую снимал. Мыл руки на улице (там было все без удобств) с мылом. Стал воду стряхивать, прежде чем взять полотенце. И все. И только в машине, когда мы уже возвращались в Москву, обнаружил: Господи, а у меня на руке-то нет кольца! Я его, видимо, смыл. Обручальные кольца, конечно, многие носят, и надо носить. Но у меня его теперь нет... Дело-то не во мне! Я вот за внуков переживаю - не могу им теперь помочь. Живу заботой, болью внутренней, которую не могу в себе преодолеть, о своих внуках, о дочке моей Ане. Вот чем я сейчас живу! Дай Бог, чтобы внуки мои нашли в жизни свою колею, как говорил Володя. А им всего полтора годика, моим мальчишкам!

- А дочка ваша сейчас работает или с детьми сидит?

- Это вы у Ани спросите. А то я про нее что-то не так скажу, потом мне достанется от нее. Не работает она. Нету работы! Трудно сейчас. И я помочь ничем не могу, к сожалению. Оттого и переживаю!

- Вячеслав Васильевич, если вам чего-то для жизни не хватает, вы скажите, поможем!

- Я никогда ничего для себя не просил. Что есть - то есть.

- Наши читатели вас любят, желают вам здоровья!

- Да, я получал от «Комсомольской правды» поздравления с днем рождения. Спасибо. А я сейчас желаю здоровья и всего хорошего моим внукам! Вот о чем я болею сейчас! И вы про них не забывайте.

Автор текста Анна Велигжагина



Фильмография:

1948 Молодая гвардия
1950 В мирные дни
1951 Тарас Шевченко
1952 Максимка
1956 Сердце бьется вновь
1957 Дело было в Пенькове
1958 ЧП. Чрезвычайное происшествие
1959 Майские звезды
1959 Жажда
1960 Мичман Панин
1961 Две жизни
1962 На семи ветрах
1963 Оптимистическая трагедия
1967 Война и мир
1968 Доживем до понедельника
1969 Семейное счастье
1970 Карусель
1971 Человек с другой стороны
1971 Егор Булычев и другие
1973 Семнадцать мгновений весны
1974 Фронт без флангов
1976 Они сражались за Родину
1976 ...И другие официальные лица
1976 Повесть о человеческом сердце
1977 Белый Бим, Черное Ухо
1978 Фронт за линией фронта
1978 По улице комод водили...
1979 Профессия - киноактер
1981 Отпуск за свой счет
1982 Фронт в тылу врага
1982 Однолюбы
1984 Европейская история
1984 ТАСС уполномочен заявить
1985 Битва за Москву - читает текст
1987 Апелляция
1988 Убить дракона
1989 Любовь с привилегиями
1991 Призраки зеленой комнаты
1992 Бесы
1993 Кодекс бесчестия
1993 Несравненная
1993 Провинциальный бенефис
1994 Бульварный роман
1994 Утомленные солнцем
1995 Авантюра
1996 Милый друг давно забытых лет...
1998 Зал ожидания
1998 Сочинение ко Дню Победы
2005 Глазами волков




Текст:  http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1103









+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


И другие официальные лица (1976)


Дело было в Пенькове


Сердце бьется вновь (1956)






Милый друг давно забытых лет... (1996)

Категория: Любимые актёры и фильмы | Добавил: crown (01.11.2016)

Просмотров: 2857 | Теги: кино, о кино, Дух игры (2016), кино - онлайн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

9

Похожие новости
:


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


ИГРЫ ОНЛАЙН
4 элемента
Последнее испытание самура...
Любовная история. Прокляти...
Журналистские истории
Город вампиров
Hellbreed
Армада танков
Колыбель света 2. Граница ...
Веселая ферма 3
Война букашек
История гномов
Таинственный дневник. В по...




Поиск
Категории раздела
!
Кинотеатр Художественный [438]
Кинотеатр Документальный [93]
Кинотеатр Музыкальный [3]
Кинотеатр Детский \Семейный [62]
Любимые актёры и фильмы [28]
Говорим о кино [28]
Разные видеоролики [14]
Театр, постановки [15]
Трейлеры [4]
Меню сайта
! ЛИНИИ ЖИЗНИ
Музыкальный дневник
Интересное рядом
Страны и Континенты
FREE DOWNLOAD

Контакты и помощь сайту
Форма входа



Друзья сайта
  • Rock Metal Wave
  • World Vision




  • *Скачать бесплатно
    _____download free

    Музыка


    [14.01.2020]
    Agusa - Tva (2015)
    [14.01.2020]
    Cattle Decapitation - T...
    [14.01.2020]
    Cattle Decapitation - M...
    [30.12.2019]
    Cattle Decapitation - D...
    [24.12.2019]
    Free From Sin - Free Fr...
    [18.12.2019]
    Gideon's Army ‎- Wa...
    [20.11.2019]
    American Angel - Americ...
    [20.08.2019]
    The Doors - The Best Of...
    [14.08.2019]
    MindSplit - Charmed Hum...
    [01.08.2019]
    Within Silence - Galler...


    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ***********4

    _____________


    художники путешествие Дача здоровье крючок искусство фотоальбом сказки Куклы на заметку Цветы флора видео аудиокниги Россия Alternative Rock кино музыка Живопись Интересно фото креатив скачать Progressive пэчворк metal video рисование советы женщины Игрушки рисунки Folk Progressive Metal Metal music rock music Rock video rock video творчество Стили lossles книги кулинария кухня скачать журналы загород дом Folk Rock печворк русский альбом люди Blues blues rock сад дизайн download Hard Rock Lossless Heavy Metal Power Metal Мелодрама рукоделие история архитектура новый год progressive rock жл 52Гц я люблю тебя (2017) hand made интерьер уют вязание Спицы Вяжем детям Мода модели Живность фотоработы шитье детская вышивка журналы рецепты выпечка Фантастика Приключения журналы по вязанию журналы по рукоделию журналы по вышивке Metal Music вязание крючком сериал бесплатно смотреть онлайн Фильм онлайн Фильмы литература книга
    ***

    Творческая мастерская SANA



    Copyright Crown6 © 2024 Копирование возможно только с прямой ссылкой на сайт
    Бесплатный хостинг uCoz