Режиссер, сценарист, Народный артист СССР, классик советского и российского кинематографа скончался в Москве на 89-м году жизни. За последний год Эльдара Рязанова неоднократно госпитализировали.
МОСКВА, — РИА Новости. Классик советского и российского кинематографа- режиссер, сценарист, Народный артист СССР Эльдар Рязанов, автор народных комедий "Ирония судьбы", Карнавальная ночь", " Служебный роман" скончался в Москве на 89-м году жизни, сообщил РИА Новости в понедельник его внук Дмитрий Трояновский.
Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра и Софьи Рязановых. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву.
Будущий режиссер и сценарист с детства очень любил читать и уже в восьмом классе он не сомневался, что непременно станет писателем.
"Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко. А я ее совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то, военное, время… Уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я. И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь", — писал в своих мемуарах Рязанов.
Любимой книгой юного Рязанова был роман Джека Лондона "Мартин Иден", и будущий режиссер принимает решение поступить после школы в Одесское мореходное училище, он даже письмо туда отправил, но ответа в военное время таки и не получил...
____________________
Сайт режиссера Эльдара Рязанова
Александр Ширвиндт об Эльдаре Рязанове
Александр Ширвиндт:
Глава из книги «Склероз, рассеянный по жизни»
Эльдар Рязанов
Я давно знаю и очень люблю Эльдара Александровича Рязанова. Меня к нему тянет, хотя он часто ворчит, что я небрежен в дружеских чувствах. Его очень много, но вес его – это не толщина, а масса: масса энергии, масса гемоглобина, масса разнообразного таланта. Он всегда был подвижен, пластичен, легок на подъем, он, не поверите, но поверьте, замечательно и до удивления легко танцевал (такую, даже большую танцевальную легкость я однажды с изумлением наблюдал у Жванецкого). Он обидчив и по-детски ревнив. Он тщеславен, но тщеславие его можно считать оправданным, и оно не идет ни в какое сравнение с самоощущением иных рядом существующих. Он широк и благожелателен. Сколько людей из своего киноокружения он сделал творцами!
подробнее
++++++++++++++++++++++++++++
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З. П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссёры получили диплом с отличием. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).
В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию.
Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.
В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме 4 роли.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский, что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.
Одна из лучших картин Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова:
1984 — «Жестокий романс» (по мотивам пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную полемику в прессе.
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы:
оба фильма — остро критические по отношению к тогдашней действительности.
1980—1990-е
В 1980—1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он снял:
Рязанов дал «путёвку в жизнь» многим молодым актёрам. Он был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Опубликованы его книги:
1977 — «Грустное лицо комедии»,
1969 — «Зигзаг удачи» (с Э. В. Брагинским),
1977 — «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы»,
1979 — «Смешные невесёлые истории. Комедии для кино и телевидения» (с Э. В. Брагинским),
1983 — «Неподведённые итоги» (книга выдержала несколько изданий),
1969 — «Убийство в библиотеке»,
1988 — «Пять вечеров с Владимиром Высоцким»,
19xx — «TV Эльдар, или Моя портретная галерея»,
19xx — сборник стихов «Ностальгия»
и ряд других.
В 1979—1985 годах Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и режиссёром которой была Ксения Маринина. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы:
«Восемь девок, один я»,
«Белоснежка и семь гномов»,
«Разговоры на свежем воздухе»,
«Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях),
«Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)» (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре).
Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. Участвовал в телеигре капитал-шоу «Поле Чудес» с Владиславом Листьевым.
Полностью
Жизнь без любви |