Михаил Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).
В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982).
После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
В том же году успевает поработать врачом Красного креста, а затем — в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.
В конце сентября 1921 года М. Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.
В 1923 году М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году становится его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом проходит премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году М. Булгаков едет с женой на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита» (ряд исследователей творчества М. Булгакова отмечают влияние на роман творчества австрийского писателя Густава Майринка[источник не указан 574 дня], в частности можно говорить о таких романах последнего, как «Голем», который М. Булгаков читал в переводе Д. Выгодского, и «Зелёный лик»). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году М. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая становится его третьей женой в 1932 году.
К 1930 году произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году М. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. М. Булгакову звонит И. Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1930 году М. Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке М.Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе.
В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.
В 1936 году, после статьи в «Правде», М. Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».
Камень с могилы Н. Гоголя на могиле М. БулгаковаВ 1939 году М. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена И. Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начинает диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица М. Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Экранизации произведений
«Пилат и другие» — телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита», ФРГ, 1972 год.
«Мастер и Маргарита» — художественный фильм, Югославия — Италия, 1972 год.
«Мастер и Маргарита» — 4-серийный фильм, Польша, 1989 год.
«Инцидент в Иудее» (англ. Incident in Judea) — телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита», Великобритания, 1991 год. Режиссёр — Пол Брайерс (англ. Paul Bryers).
«Мастер и Маргарита» — художественный фильм, Россия, 1994 год.
«Мастер и Маргарита» — телеспектакль, Россия, 1996 год. Режиссёр — Сергей Десницкий.
«Мастер и Маргарита» — короткометражный фильм, Венгрия, 2005 год.
«Мастер и Маргарита» — телесериал, Россия, 2005 год.
«Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1» — анимационный фильм, Израиль, 2010 год. Режиссёр — Терентий Ослябя.
«Бег» (Bekstvo) — телефильм, Югославия, 1968 год. Режиссёр — Здравко Шотра.
«Бег» — художественный фильм по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия», «Чёрное море», СССР, 1970 год.
«Бег» (фр. La fuite) — телефильм, Франция, 1971 год. Режиссёр — Филипп Жулиа.
«Иван Васильевич меняет профессию» — художественный фильм по мотивам пьесы «Иван Васильевич», СССР, 1973 год.
«Собачье сердце» — художественный фильм, Италия, 1976 год.
«Дни Турбиных» — художественный фильм, СССР, 1976 год.
«Собачье сердце» — художественный фильм, СССР, 1988 год.
«История болезни» — художественный фильм по мотивам рассказа «Красная корона», СССР, 1990 год.
«Записки юного врача» — художественный фильм, Россия, 1991 год.
«Красный остров» — художественный фильм по мотивам произведений «Багровый остров», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Мольер», «Дьяволиада», СССР, 1991 год.
«Роковые яйца» (итал. Le uova fatali) — телефильм, Италия, 1977 год. Режиссёр — Уго Грегоретти.
«Роковые яйца» — художественный фильм, Россия, 1995 год.
«Театральный роман» — художественный фильм, Россия, 2003 год. Режиссёры — Олег Бабицкий, Юрий Гольдин.
«Морфий» художественный фильм по мотивам произведений «Записки юного врача», «Морфий», Россия, 2008 год.
«Белая Гвардия» — телесериал, Россия, 2011 год.
«Записки юного врача» (англ. A Young Doctor's Notebook) — телесериал, Великобритания, 2012 год.
Театральные постановки по произведениям Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита», постановка Юрия Любимова — Московский театр на Таганке (Москва, 1977)
«Мастер и Маргарита», постановка Александра Дзекуна — Саратовский академический драматический театр им. Карла Маркса (Саратов, 1986)
«Зойкина квартира», постановка Татьяны Дорониной — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1988)
«Полоумный журден», постановка Татьяны Дорониной — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1991)
«Белая гвардия», постановка Татьяны Дорониной — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1991)
«Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — Театр на Юго-Западе (Москва, 1993)
«Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — Театр Иллинойского университета (Чикаго, 1994)
«Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — Пензенский драматический театр (Пенза, 1995)
«Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — МХАТ им. М. Горького (Москва, 2009)
«Бал при свечах» («Мастер и Маргарита»), постановка Владимира Прудкина — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1984)
«Шизофрения, как и было сказано» («Мастер и Маргарита»), постановка Михаила Зонненштраля — Московский театр сатиры (Москва, 1993)
«Необыкновенные приключения Мастера» («Мастер и Маргарита»), постановка Сергея Десницкого — Театр у Никитских Ворот (Москва)
«Мастер и Маргарита», или Сны Ивана Бездомного (Мастер и Маргарита), постановка Романа Виктюка — Русский драматический театр (Вильнюс, 1988)
«Мастер и Маргарита», постановка Кирилла Ганина
«Мастер и Маргарита», постановка Сергея Алдонина — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (Москва, 2001)
«Мастер и Маргарита» — Харьковский академический театр кукол (Харьков)
«Мастер и Маргарита», постановка Александра Горшкова — театр «NotaBene»
«Мастер и Маргарита», постановка Сергея Федотова — театр «У Моста» (Пермь, 1999)
«Мастер и Маргарита», постановка Валерия Шацкого — Рязанский государственный областной Театр кукол (Рязань)
Мюзикл «Мастер и Маргарита», постановка Леонида Полонского — Московский детский театр эстрады (Москва, 2009)
Мюзикл «Рукопись Мастера» («Мастер и Маргарита»), постановка Дмитрия Исаичева, (Россия, 2010)
«Мастер и Маргарита», постановка А. Лелявского — Белорусский государственный театр кукол (Минск, 1987)
«Мастер и Маргарита», постановка В. Маслюка — Государственный академический русский театр им. М. Горького (Минск, 1988)
«Мастер и Маргарита», постановка Грэхем Янг (Великобритания)
«Мастер и Маргарита», постановка Франк Касторф (Германия)
«Мастер и Маргарита», постановка Бруно Макс (Венгрия)
«Мастер и Маргарита», постановка Александр Марин (Канада)
«Мастер и Маргарита», постановка Роман Прошник (Австрия)
«Мастер и Маргарита», постановка Стефан Москов (Болгария)
«Мастер и Маргарита», постановка Йонас Вайткус (Литва)
«Мастер и Маргарита», постановка Оскарас Коршуновас (Литва)
«Мастер и Маргарита», постановка Санду Греку (Молдавия)
«Мастер и Маргарита», постановка Кристиан Люпа (Польша)
Рок-опера «Дьявол в Москве» (Мастер и Маргарита), постановка Ави Беньямина, режиссёр Евгений Арье — Театр Гешер (Яффа, 2000)
«Мастер и Маргарита» — Театр им. И. Франко (Киев)
«Мастер и Маргарита» — Театр им. Грибоедова (Тбилиси)
«Мастер и Маргарита» — Театр Синетик (Вашингтон, 2004, 2010)
«Мастер и Маргарита» — Театр-студия киноактера и ОДО «Новый театр», режиссер — О. Киреев. Премьера состоялась 6 декабря 2004 г. (Минск)
«Мастер и Маргарита» — постановка Алёны Чубаровой и Ирины Егоровой — Московский драматический театр «КомедиантЪ», спектакли по мотивам романа: «Садовая 10, далее — везде…», «Вещица» (2008).
«Мастер и Маргарита», постановка Озрена Прохича, театр «Гавелла», Хорватия, Загреб, 2006
«Бег» — постановка Марины Глуховской, Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина, премьера состоялась 12 мая 2010 года
«Театральный роман или Записки покойника» — постановка Кирилла Пирогова и Петра Фоменко — Московский театр «Мастерская П. Фоменко» (Москва, 2012)
«Мастер и Маргарита»- Свердловский Академический Театр Драмы.Премьера состоялась: 02.10.2012
Афоризмы и цитаты:
Афоризмы:
— Вот, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей.
— Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.
— Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
— Еда штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе - большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет. Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "правду", - теряли в весе.
— Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
— Когда у нас отдавая отчет говорят, ни слова правды не добьешься.
— Котам обычно почему-то говорят "ты", хотя ни один кот никогда ни с кем не пил на брудершафт.
— Ласка... единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему. -
— Наука еще не знает способов обращать зверей в людей.
— Обьясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. -
— Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
— Рукописи не горят.
— Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
— Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
— Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах.
— Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
— Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? Воланд в "Мастере и Маргарите"
— Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения.
— Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будующем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя.
Список произведений:
Юмористическая фантастика
— Роковые яйца
Советская классическая проза
— Александр Пушкин
— Был май
— Великий канцлер
— Воспоминание
— Дьяволиада
— Заметки (ПСС, том 2)
— Заметки и миниатюры
— Записки юного врача
— Китайская история
— Красная корона
— Луч жизни
— Майстар i Маргарыта (на белорусском языке)
— Мастер и Маргарита
— Мастер и Маргарита (переписанные главы)
— Минин и Пожарский
— Морфий
— Необыкновенные приключения доктора
— Необычайное происшествие, или Ревизор (по Гоголю)
— Похождения Чичикова
— Рассказы, очерки, фельетоны
— Рассказы, очерки, фельетоны 1925-1927 годы
— Собачье сердце
— Статьи, рассказы, наброски (сборник)
— Трактат о жилище
— Ханский огонь
— Черновые наброски к главам романа, написанные в 1929 — 1931 годы
— Четыре портрета
Советская классическая проза Биографии и Мемуары
— Жизнь господина де Мольера
Драматургия
— Адам и Ева
— Багровый остров
— Батум
— Бег
— Блаженство (сон инженера Рейна)
— Война и мир
— Дни Турбиных
— Зойкина квартира
— Кабала святош (Мольер)
— Мертвые души
— Полоумный Журден
— Последние дни (Пушкин)
Драматургия Юмористическая проза
— Иван Васильевич
Публицистика
— Письмо Правительству СССР
Советская классическая проза
Белая гвардия
— 1. Белая гвардия
— 2. Окончание романа «Белая гвардия». Ранняя редакция
Записки на манжетах
— 1. Записки на манжетах
— 2. Богема
Записки покойника
— 1. Тайному другу
— 2. «Был май...»
— 3. Записки покойника. Театральный роман
— 3. Театральный роман
Записки юного врача
— 1. Полотенце с петухом
— 2. Стальное горло
— 3. Крещение поворотом
— 4. Вьюга
— 5. Звёздная сыпь
— 6. Тьма египетская
— 7. Пропавший глаз
Красная корона. Проза 1918-1920-х годов
— 1. Грядущие перспективы
— 2. В кафе
— 3. В ночь на 3-е число. Из романа «Алый мах»
— 4. Красная корона. Historia morbi
— 5. Налёт. В волшебном фонаре
— 6. Я убил
— 7. Китайская история. 6 картин вместо рассказа
Драматургия
Михаил Булгаков. Собрание сочинений в 8 томах
— Дон Кихот
Советская классическая проза
Москва краснокаменная. Рассказы, фельетоны 20-х годов
— 1. Неделя просвещения
— 2. Торговый ренессанс
— 3. Москва краснокаменная
— 4. Чаша жизни
— 5. Под стеклянным небом
— 6. Бенефис лорда Керзона
— 7. Комаровское дело
— 8. Самоцветный быт
— 9. Шансон д`этэ
— 10. День нашей жизни
— 11. Белобрысова книжка
— 12. Просвещение с кровопролитием
— 13. Площадь на колесах
— 14. Говорящая собака
— 15. Приключения покойника
— 16. Главполитбогослужение
— 17. Брачная катастрофа
— 18. Игра природы
— 19. Стенка на стенку
— 20. Звуки польки неземной
— 21. Целитель
— 22. Залог любви
— 23. Они хочуть свою образованность показать...
— 24. Мадмазель Жанна
— 25. Кондуктор и член императорской фамилии
— 26. Праздник с сифилисом
— 27. Банщица Иван 3
— 28. О пользе алкоголизма
— 29. Как Бутон женился
— 30. Смычкой по черепу
— 31. Шпрехен зи дейтч?
— 32. Угрызаемый хвост
— 33. Двуликий Чемс
— 34. Работа достигает 30 градусов
— 35. Мертвые ходят
— 36. «Вода жизни»
— 37. Колесо судьбы
— 38. Таракан
— 39. Бубновая история
— 40. Воспаление мозгов
— 41. Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева
Путевые заметки
— 1. Воспоминание...
— 2. Спиритический сеанс
— 3. Дом Эльпит-Рабкоммуна
— 4. Столица в блокноте
— 5. Сорок сороков
— 6. Московские сцены
— 7. Путевые заметки
— 8. Киев-город
— 9. Самогонное озеро
— 10. Псалом
— 11. Золотистый город
— 12. Часы жизни и смерти
— 13. Москва 20-х годов
— 14. Путешествие по Крыму
Редакции и варианты романа "Мастер и Маргарита"
— 1. Черный маг
— 2. Копыто инженера
— 3. Черновые наброски к главам романа, написанные в 1929-1931 г.г.
— 5. Главы романа, дописанные и переписанные в 1934-1936 гг